Руководитель изостудии ЦДТ «Палитра» Ирина Викторовна Миндибаева к богатой коллекции наград учеников (и своих тоже) добавила еще одну. Она стала дипломантом областного конкурса профмастерства «Работник культуры – это призвание» в номинации «Человек-праздник». Это признание стало для педагога дополнительного образования несколько неожиданным. Так как стать педагогом-праздником, сегодня и узнаем.
С наградой за профмастерство получилась такая история. Руководитель студии отказалась быть образцовой. Да-да, «Палитра» соответствовала всем требованиям для получения статуса. Множество побед на различных конкурсах, интересная программа… Студия действует почти 25 лет. Стаж самого руководителя – уже 30 лет. Не хватало одного штриха – фильма о коллективе. Можно было и подготовить, но тут вмешалась травма, из-за сломанной ноги педагог не могла долго сидеть за компьютером. Ирина Викторовна убеждена, что образцовыми могут быть коллективы, которые показывают себя на сцене.
– А изобразительное искусство – это авторские художественные выставки детей и их исключительные образцовые работы. Это очень длительный труд, подтверждаю, как педагог со стажем, – отмечает собеседник.
Ирине Викторовне предложили поучаствовать в других конкурсах, среди которых был и областной конкурс профмастерства. Кстати, вскоре после признания на этом конкурсе пришло известие: работы учениц «Палитры» Валерии Злобиной, Виктории Поповой, Виктории Черепановой и Анастасии Сунцовой удостоены дипломов первой и второй степени регионального конкурса академии ДАР. Чем не праздник?
Среди участников конкурса руководитель «Палитры» оказалась единственным представителем сферы образования как учитель. И, по мнению жюри, больше к ней подошла номинация «Человек-праздник». Как это применимо к педагогу?
– Да, чтобы найти подход к детям, приходится и праздником быть, – шутит Ирина Викторовна. – На занятиях у нас и смех может звучать, могу стихотворение прочитать или экспромтом зарифмовать несколько строк.
Можно смело сказать, что будни педагогов праздником не назовешь. Мы разговаривали накануне начала учебного года. Как раз шла запись в кружки и секции. Педагоги участвовали в родительских собраниях, рассказывая, чему научат. Непростая была задача, делится Ирина Викторовна. У родителей, особенно первоклассников, загрузили всю оперативную память тем, что потребуется к школе.
– И тут еще я, говорю о своей студии, что имеют значение даже такие нюансы, как выбор краски, – поясняет собеседник. – Лучше всего для малышей, кому семь, а то и шесть лет, подойдет гуашь. Потому что они пока не умеют обращаться с краской, прорисовывать мелкие детали. Они как маляры, красок у них уходит много, накладывают их щедро. Бывает, что у нас и кабинет в краске. Навык придет позже.
Кроме того, педагог честно предупредила родителей – чтобы у ребенка действительно начало что-то получаться, потребуется потрудиться. Не год и не два. Это первое. Второе. Затянувшиеся поиски своего – сегодня пришел, потом на полгода ушел, тоже на пользу не идут. Зато усердие вознаградится и подарит возможность видеть мир во всей его красоте. И в практике педагога были случаи, когда ученики «Палитры», кто занимался от шести лет и больше, спокойно продолжали обучение уже в профессиональных учреждениях.
– Не зря говорят, что душа обязана трудиться, и это так. Если проявилась художественная грань, то наверняка откроется и другая – литературная, поэтическая. Художник – это не только профессия, это образ жизни. Детей, посещающих студию, отличает своеобразный тип мышления, свое восприятие окружающего мира. В этом вижу задачу педагога – увидеть эти способности в ребенке, способствовать их развитию и раскрытию в себе «культа поклонения красоте», – рассуждает педагог.
И никакая программа не заменит живое рисование. Ирина Викторовна говорит, что сейчас на конкурсах оно даже больше ценится, чем картины «из железа».
– Прежде чем работать разными материалами по программе, понадобится много практики, и нужно будет научиться создавать ручками и глазками, что природа дала. Научиться рисовать лица, отражать эмоции. Улавливать красоту природы, чтобы передать оттенки дождливого вечера, закатов, росы на цветке. Тогда у зрителя и рождается оклик в душе, картина, как говорят, цепляет. Еще ребятам советую учиться фотографировать. Это помогает увидеть Момент в природе. И потом уже нарисовать картину, глядя на снимок, – добавляет руководитель студии.
К слову, сама Ирина Викторовна из современных технологий признает только электронную почту. Говорит, не зря же гаджеты так обозвали, в слове скрывается «гад».
Так с чего начнутся занятия?
– Станем читать сказки. У нас в студии хорошая библиотека. Сказать, что русский язык богат и выразителен, этого мало. Надо его слышать. Читать. И рисовать, – добавляет Ирина Викторовна.
Наталья Подбуртная |